Пока сытая Европа все еще «ломается» перед натиском китайских автопроизводителей, Россия уже давно принимает восточных соседей с распростертыми объятиями. У нас и продажи «китайцев» уже давно исчисляются тысячами штук, и сборочные производства нескольких азиатских моделей налажены.

Наверное, все в этом мире имеет цикличность: строить машины коммунисты из Поднебесной научились, как это ни странно, именно у нас. Поэтому, выйдя на новый уровень автопроизводства, они начали свою мировую экспансию с российского рынка. Следовательно, возвращаться к обсуждению китайского автофеномена нам придется еще не раз. Сегодня ньюсмейкером портала 110km.ru выступил Андрей Матвеев, руководитель отдела общественных связей компании «ИРИТО».
- Андрей, обрисуйте нам вкратце картину позиционирования китайских автокомпаний на российском рынке, сделав определенный акцент на перспективах развития отрасли.
- Наверное не открою Америки, если скажу, что основным локомотивом в сегменте китайских автомобилей до недавнего времени был калининградский «Автотор». Выпускаемые на нем модели (Chery и Yuejin – прим. автора) составляли существенную долю общего объема автомобилей из КНР, продаваемых в российских шоу-румах. Однако, с закрытием этого производства на «Автоторе» продажи китайской техники упали. Может быть, не столь критично, как ожидали некоторые эксперты. Вместо сверхдоступных «калининградских» машин на рынок вышли несколько иные автомобили. Также обладающие ценовым преимуществом, но без локальной сборки.
По расчетам аналитиков «ИРИТО», темп роста продаж «китайцев», наблюдаемый нами последние год-два, сохранится еще некоторое время. Скорость этого роста зависит от того, с какими затруднениями столкнутся китайские автозаводы при выводе новых моделей на наш рынок. Более-менее надежные и дешевые автомобили еще будут востребованы у нас еще долгое время. Тем более, что огромный потенциал российского авторынка обеспечен за счет людей, пересаживающихся с отечественной автопродукции на свою первую в жизни иномарку. Пусть даже китайскую.
- В 2007 году россияне приобрели в общей сложности более 50 тыс. новых китайских автомобилей. Чем Вы объясняете столь мощный спрос?
- В своем большинстве китайские автомобили отличаются аскетичностью, отсутствием дорогих материалов в отделке и технических новаций. При этом у них не отнять главное – надежность. Машины из Поднебесной, как это не удивительно, после покупки не требуют «протяжки», регулировки, дооснащения, настройки и т.п. Прямо из автосалона покупатель может смело отправляться в путешествие, не пугаясь непредвиденных ситуаций и поломок. Я бы сказал, что - «честные» автомобили, «рабочие лошадки».
- Вы действительно верите в то, что говорите? Я – насчет надежности китайских автомобилей. Ведь в народе сложилось несколько иное мнение по этому поводу.
- В КНР производится огромное количество автомобилей, причем, самых различных. Есть среди них модели, способные на равных тягаться с лучшими представителями известных мировых марок. При этом есть и такие, которые явно не дотягивают до уровня отечественных малолитражек. Считаю, что любая из моделей, поставляемых, к примеру, нашей компанией, предпочтительнее любого российских аналогов.
- Получается, что китайская продукция может выступить в роли фигурального «гробовщика» российского автопрома…
- Думаю, что похоронить отечественный автопром способен исключительно он сам. Искусственное сдерживание конкуренции и так называемые «тепличные» условия никогда не приводили к добру. Ноя, как житель этой страны, очень не хотел бы, чтобы отечественный автопром «выродился».
Вряд ли китайские автомобили являются причиной упадка российских автопредприятий. Скажите, какой процент от общего объема продаваемых в России автомобилей составляют машины из Китая? Небольшой. Следовательно, возникает резонный вопрос: каким образом тогда китайские марки «похоронят» наши заводы, которые производят и реализуют сотни тысяч автомобилей в год? Полагаю, что о так называемой «китайской угрозе» говорить просто не следует.
- Если взглянуть на структуру продаж, увидим, что сегодня активнее всего продаются легковые модели. В то время, как еще пару лет назад «китайцы» были у нас представлены преимущественно внедорожниками и пикапами…
- Китайские автозаводы смотрят далеко в будущее. А будущее больших и прожорливых внедорожников и пикапов сегодня туманно, прежде всего, по причине приближающегося топливного кризиса. Наверное, поэтому автозаводы из КНР обратили свое основное внимание на производство компактных и экономичных легковых моделей.
- Вне всякого сомнения, самым больным вопросом относительно «китайцев» является практикуемая ими схема клонирования известных моделей машин. При этом никакие судебные баталии компаниям из КНР не страшны. По Вашему мнению, как долго еще будет проводиться такая политика?
- Чего греха таить, очень многие китайские автомобили похожи на модели известных марок. Однако, вряд ли такие машины можно назвать подделками. Ведь зачастую начинка этих автомобилей создана китайцами самостоятельно, а нередко даже в сотрудничестве с ведущими разработчиками. Как показательный пример – фирма Lotus.
Тем не менее, я считаю, что будущего у данного метода нет. Это, кстати, понимают и в самом Китае, поэтому ускоренными темпами там создают собственные дизайнерские лаборатории и обучают дизайнеров и инженеров. Надо заметить, что создание новых технических решений, проектирование узлов и механизмов – процесс, которому можно обучиться. Но что касается дизайна, создания образа автомобиля – это работа, выполнять которую могут специалисты с огромным культурным багажом, хорошо знакомые с историей автомобилестроения. По понятным причинам, пока таких специалистов в Китае еще мало. Отсюда два пути развития ситуации: заказывать дизайн в лучших дизайн-ателье, либо использовать в качестве образцов ныне существующие машины.
- Интересны ли китайским партнерам проекты по организации автосборочных производств на территории России? Ведь несколько из них («Автотор» не в счет) вполне успешно работают, и не первый год.
- Режим российской сборки китайских автомобилей интересен, в первую очередь, как средство сокращения логистических и таможенных расходов. По этой причине многие предприятия проявляют большой интерес к данной теме. Но здесь замечу, что организация сборки китайских автомобилей в России – процесс, требующий скрупулезной оценки перспектив и выгод. Ведь, как ни крути, процесс сборки автомобиля на российской территории на порядок дороже, чем в той же Поднебесной.
- Насколько комфортно работать с коллегами из КНР? И как трудно сегодня получить статус дилера китайской марки, которая уже раскручена на российском рынке?
- Основной проблемой в работе с партнерами из Китая я бы назвал существенные культурные различия между нашими народами. Иногда действительно трудно достичь согласия по некоторым вопросам, касающимся, например, сферы PR. Порой ценности и преимущества автомобиля, которые в КНР имеют важное значение, для нашего потребителя играют далеко не главную скрипку.
С каждым годом партнеры из КНР предъявляют все более высокие требования к работе местных дилеров. Я имею в виду вопросы оформления шоу-румов, правил общения с клиентами и пр. Поэтому войти в число дилеров сегодня значительно труднее, чем, скажем, пару лет назад. В наш офис ежедневно приходит около десятка запросов от различных компаний, желающих получить статус дилера. Но, как вы понимаете, не все его получают…